Название статьи |
К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Авторы |
Антонова Ольга Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор, кафедра истории, теории и прикладной
социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83), ogantonova@rambler.ru
Дыльнова Зоя Михайловна, доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии регионов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83), zmdccu@mail.ru
|
Индекс УДК |
316.4
|
DOI
|
10.21685/2072-3016-2017-4-14
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В статье анализируются основные тенденции развития российского высшего образования в условиях социальных трансформаций, происходящих в обществе под влиянием процессов глобализации. Цель исследования – выявить характер данных тенденций, проблемы и перспективы модернизации российской системы образования.
Материалы и методы. Изучение и анализ научной литературы по данной проблематике, публикаций отечественных авторов, статистических данных ВЦИОМ и Росстата, правовых документов об образовании, журналистских статей и материалов СМИ.
Результаты. Начало XXI в. характеризуется изменением парадигмы мышления и переоценки ценностей в образовании. Одно из важных направлений реформы образования – изменение его целей, переориентация на удовлетворение потребностей личности. Особенно это проявляется в высшей школе. Становление новой образовательной парадигмы российской системы высшего образования способствовало проявлению ряда тенденций, как позитивных, так и негативных. Такое состояние называют образовательным кризисом, что связано с поиском новой модели образования, введением гибких и проектных форм обучения. В связи с этим необходим осознанный подход к обновлению российской высшей школы.
Выводы. Традиционные формы классического российского образования не соответствуют современным потребностям рынка труда и не способны обеспечить вхождение России в европейское образовательное пространство. В то же время игнорирование положительного национального опыта и копирование западных моделей без учета российских традиций способны вызвать негативные последствия для российской высшей школы.
|
Ключевые слова
|
высшее образование, социальные трансформации, Болонский процесс, образовательная парадигма, тенденции, непрерывность образования
|
 |
Скачать статью в формате PDF
|
Список литературы |
1. Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267.
2. Садовничий, В. Университеты на пути к новому качеству образования / В. Садовничий // Математика. – М. : Первое сентября, 2008. – № 22. – С. 2–6.
3. Карпенко, М. П. Эволюция управления качеством и задачи его реализации в современном российском высшем образовании / М. П. Карпенко // Инновации в образовании. – 2010. – № 2. – С. 21–38.
4. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 3152. – URL: http://www.wciom.ru/ https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=11577
5. Российской науке откроют новый закон // Коммерсант. – 2016. – 28 апреля. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2974897
6. Правительство одобрило проект федерального бюджета на 2018–2020 год // Право-300. – 2017. – 18 сентября. – URL: https://pravo.ru/news/view/144480/
7. Милов, В. Бюджет-2018: что с ним не так. – URL: https://echo.msk.ru/blog/milov/ 2083146-echo/
8. Овчинникова, Т. И. К вопросу об изменении оплаты труда вузовских работников / Т. И. Овчинникова, Г. В. Гостева, А. В. Скопенкова // Управление персоналом. – 2008. – № 11.
9. Костюкевич, С. В. Современные тенденции в сфере высшего образования и его классические ценности: актуальность баланса / С. В. Костюкевич // Вестник высшей школы. – 2013. – № 4. – С. 11–19.
10. Купцов, О. В. Непрерывное образование и его структура / О. В. Купцов // Высшее образование в Европе. – 1991. – Т. XVI, № 1. – С. 29, 30.
11. Ашмаров, И. А. К вопросу о формировании тенденций системы высшего образования в рамках современных глобализационных процессов / И. А. Ашмаров, Е. А. Волкова, Е. В. Фролова // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2015. – № 1 (ч. 1). – URL: https://scienceeducation. ru/
12. Лукащук, В. И. Инновационный бюрократизм как механизм управления современной системой высшего образования / В. И. Лукащук, В. В. Зотов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Общественные науки. – 2017. – Т. 3, вып. 3 (11). –
С. 5–10.
|